Социологический опрос
Социологические опросы проводят для выявления мнений респондентов по определенным поводам. Метод ценится социологами, поскольку в его основу положен принцип случайности. В исследовании задействуют максимальное число людей, которые никак не связаны друг с другом. По результатам работы регистрируют разные мнения, на основе которых выстраивают статистику.
Опрос как метод позволяет получить сведения об отношении населения к событиям и изменениям в различных сферах жизни. Исследования показывают, что посредством этого метода собирают 90 % социологической информации.
Преимущества социологического опроса
Опрос социологический имеет ряд положительных моментов:
- малые временные и финансовые затраты;
- возможность изучить мнение больших групп людей;
- подходит для различных сфер жизни;
- полученная информация объективна;
- результаты легко подсчитать и проанализировать;
- интервьюер не влияет на респондента.
Проведение социологических опросов
Исследования проводят в три этапа: подготовка, сам опрос, анализ результатов.
1. Подготовительный этап
Проведение социологических опросов начинается с составления исследовательской программы, определения целей и задач, выбора гипотезы, которую следует подтвердить или опровергнуть. После этого делают выборку опрашиваемых людей с учетом качественных и количественных параметров, затем определяются с методом социологического исследования.
Важны правильная формулировка и очередность вопросов. Необходимо изложить их понятным языком. Цените время респондентов — общее число вопросов не должно выходить за рамки здравого смысла. Иначе вы рискуете не довести дело до конца.
Ответы в рамках социологического опроса анализируют с учетом социальных и демографических характеристик аудитории. Поэтому в опросный лист включают паспортную часть, в которую заносят данные о респонденте.
2. Непосредственно опрос
После подготовки приступают к социологическому исследованию. Есть несколько рекомендаций, как упростить эту процедуру.
- Прежде чем задавать вопросы, представьтесь и кратко расскажите о цели исследования.
- Заполняйте ответы в анкете, чтобы в дальнейшем использовать эту информацию без искажений.
- Будьте дружелюбны и приветливы, но не слишком навязчивы.
3. Анализ данных
Когда основная часть работы выполнена, приступают к изучению результатов опроса. После этого социологи составляют статистику и делают вывод. К примеру, если изучали мнение жителей города N о постановлении на запрет курения в общественных местах, вывод будет таким.
«На основании проведенных социологических исследований, выяснили, что 50 % опрошенных поддерживают проект, 46 % — относятся к нему негативно, 4 % — нейтрально».
Если задачей было повлиять на судьбу законопроекта, результаты оформляют в виде подробных отчетов с таблицами и графиками. В противном случае обычно делают короткую справку.
Способы проведения социологических опросов
Способ проведения | Преимущества | Недостатки |
Квартирный опрос | Может быть продолжительным (до 40 минут). Допускается презентация демонстрационных материалов. Прост в исполнении | Квалификация интервьюеров должна быть на высоте. Большие расходы (по времени и финансовые) |
Опрос в холл-центре (центральной локации) | Длительность интервью до 35 минут. Возможность показа презентационных материалов | Выборка не имеет случайности, так как в массовом опросе участвуют жители одного района. Выпадают из числа опрошенных автомобилисты и работающие граждане |
Уличный опрос или в местах продаж | Быстрота проведения. Затраты на исследование невысоки. Есть возможность опросить специфические группы | Ограничение по времени — до 10 минут. Влияние погодных условий. Значительные затраты. Необходимость согласовывать проведение опроса с владельцем торговой точки |
Телефонный опрос | Высокая скорость проведения. Низкая цена. Широта географического охвата. Изучение мнений лидеров специфических групп | Ограничение по продолжительности — до 7 минут. Нельзя использовать презентационные материалы |
Личное интервью | Можно демонстрировать материалы. Легко удержать внимание опрашиваемого и задавать сложные вопросы | Большие затраты (временные и финансовые). Необходима высокая квалификация интервьюеров |
Интернет-опросы | Оперативность получения и обработки результатов | Стоимость зависит от посещаемости онлайн-площадок. Выборка имеет стихийный характер |
Почтовые опросы | Низкая стоимость проведения. Нет эффекта влияния интервьюера. Откровенность респондентов | Низкая заполняемость. Медленный сбор информации |
Малые затраты и эффективность делают популярным использование социологических телефонных опросов. Для проведения таких интервью привлекают операторов колл-центра, а базу составляют с учетом демографических и социальных характеристик аудитории. Заказать проведение телефонного опроса вы можете в контакт-центре «Комус».